Бокс. Разносторонняя система общей и специальной тренировки в боксе способствует гармоничному развитию мускулатуры, быстроты и координации движений, а также общей физической выносливости. Занятия боксом можно начинать с 13 —14 лет при хорошем физическом развитии. Необходимо проводить за­нятия по возрастным группам под руководством опытных тренеров. Недостаток бокса — частые травмы. Удар в нижнюю челюсть и некоторые другие области может вызвать нокаут — особое состояние с серьез­ными нарушениями в организме, при котором боксер не может продолжать бой. После нокаута боксеру запрещается выступать  в соревнованиях в течение года. С целью предупреж­дения серьезных травм при явном преимуществе одного из боксеров бой прекращается.

Борьба. Выполнение в борьбе разнообразных приемов нападения и защиты помогает развитию быстроты и ловкости. Однако преодоление сопротивления противника и его ве­са делает борьбу в основном сило­вым упражнением. Занятия борьбой развивают скелетную мускулатуру и выносливость в силовых напряже­ниях.
Для борьбы как силового упражне­ния характерно натуживание — мак­симальное мышечное напряжение с резким выдохом при закрытой голо­совой щели. Натуживание ведет к резкому повышению внутригрудного давления, нарушению кровообраще­ния в малом круге и затруднению поступления крови из полых вен в сердце с последующим переполне­нием его правого отдела. Сердце хо­рошо тренированного молодого борца справляется с этими явлениями, но для подростков и людей зрелого воз­раста они могут быть вредными. На­чинать тренировки по борьбе сле­дует не ранее 13 — 15 лет. Лицам старше 38—40 лет занятия борьбой не рекомендуются. Для предупреж­дения нередко возникающих у бор­цов гнойничковых заболеваний ко­жи необходимо строгое соблюдение гигиенических правил ухода за те­лом, а также содержание в чистоте покрышек   на коврах.
Велосипедный спорт. Этот вид спорта способствует раз­витию мускулатуры (преимущест­венно нижних конечностей), ор­ганов дыхания и кровообращения, а также общей физической выносли­вости. При езде на велосипеде в уме­ренном темпе расход энергии значи­тельно экономнее, чем при ходьбе, беге и других видах передвижения с такой же скоростью. Однако при повышении скорости нагрузка на организм резко увеличивается. По­этому тренировки п велогонки на скорость требуют специальной под­готовки. Тренировки по велосипед­ному спорту можно начинать с 13 — 14 лет на небольшие дистанции. Бла­годаря незначительной нагрузке спо­койная езда на велосипеде доступна и полезна для людей с дошкольного до пожилого возраста. Детям моложе 4—5 лет разрешать езду на велоси­педе не следует, длительная езда на велосипеде ухудшает их походку и осанку.

Гребля. Преодоление при гребле сопротивления воды требует большой мышечной работы. Гребля — хорошее средство развития скелет­ной мускулатуры, особенно мышц плечевого пояса. Особенность физио­логического действия гребли — глубокое дыхание, строго согласованное с ритмом рабочих движений гребца, что помогает особому развитию орга­нов- дыхания; гребцы отличаются, . как правило, высокими показателями спирометрии (жизненная ем­кость легких до 7—8 л). Физиологи­ческая нагрузка при гребле наряду с темпом и продолжительностью за­висит во многом от внешних условий (течение, ветер). Гребля на скорость связана с большим напряжением сил организма и требует специаль­ной подготовки; тренировку не сле­дует начинать ранее 13 —14 лет. Гребля в спокойном темпе доступна и полезна всем, даже людям зрелого возраста.

Конькобежный спорт. Систематическое катание на коньках развивает мускулатуру (больше ниж­них конечностей), координацию дви­жений, способствует повышению об­мена веществ и улучшает функции органов дыхания, кровообращения и др. Фигурное катание развивает, кроме того, красоту и пластичность движений, способствует эстетическо­му воспитанию. Благодаря многочис­ленным и разнообразным вращениям фигурное катание способствует улучшению функций вестибуляр­ного аппарата. Небольшой расход энергии при скольжении по льду на коньках делает катание с умеренной скоростью широко доступным и по­лезным для детей и пожилых людей. Оздоровительному и закаливающему воздействию на организм конькобеж­ного спорта способствуют занятия, проводимые на свежем морозном воз­духе. Обучение детей катанию на коньках, в частности фигурному ка­танию, можно начинать с 5—6 лет; тренировку в скоростном беге, ко­торый связан с большой физической нагрузкой,— не ранее 11—12 лет (с небольших дистанций).
Легкая атлетика включает ходьбу, бег, прыжки и метания, проводимые по особым правилам в форме спортивных упражнений. Ос­новное из них — бег — воздействует да организм наиболее разносторонне, способствуя развитию скелетной му­скулатуры (гл. обр. нижних конеч­ностей), дыхательного аппарата, сердечно-сосудистой системы и др. Характер воздействия на организм различных видов бега как физиче­ского упражнения зависит от раз­мера дистанции, темпа бега и про­должительности; он может быть ти­пичным упражнением на скорость (бег на короткие дистанции — 60 — 200 м, при котором мышечная работа максимальна), упражнением на ско­ростную выносливость (бег на сред­ние дистанции — 400 — 1500 м) или развивать выносливость — способ­ность организма к продолжительной работе небольшой интенсивности (длинные и сверхдлинные дистанции).            Ходьба — тоже   упражнение на вы­носливость. Прыжки и метания — скоростно-силовые упражнения, хо­рошо развивают быстроту, силу и координацию движений, но по срав­нению с бегом и ходьбой меньше воз­действуют на дыхание и кровообра­щение. Для разностороннего физи­ческого развития, особенно детей, важны занятия различными видами легкой атлетики. Специальные за­нятия детей по легкой атлетике можно начинать с 10—12 лет, причем бег — только на небольшие дистан­ции.

Лыжный спорт. Участие в работе при передвижении на лыжах многих групп мышц обеспечивает хорошее развитие мускулатуры. Про­должительная мышечная работа у лыжников, связанная с большим расходом энергии, вызывает повы­шение функции и развитие органов дыхания, кровообращения и др. Ги­гиенические условия занятий (в лесу, в поле, на морозном воздухе) уси­ливают оздоровительное действие лыжного спорта. Наряду с развитием физической выносливости занятия в условиях пересеченной местности, а особенно горнолыжный спорт и прыжки на лыжах с трамплина, где необходима хорошая техника владе­ния лыжами, развивают также ско­рость двигательной реакции, высо­кую координацию движений, воспи­тывают смелость, решительность и находчивость. Все виды лыжного С, связанные с большой физиоло­гической нагрузкой, требуют систе­матической тренировки. Лыжные прогулки и походы, даже продолжи­тельные, но проводимые с умеренной скоростью, при известной подготов­ке доступны всем людям независимо от пола и возраста. Обучение ходьбе на лыжах можно начинать с 5—6 лет, тренировки и участие в соревнова­ниях (на дистанциях до 3—6 км) — не ранее 12 —13 лет, обучение гор­нолыжной технике и прыжкам на лыжах — с 11 —12 лет. При заня­тиях лыжным спортом необходимо иметь соответствующую одежду и обувь, а также знать меры предупреждения возможных   отморожений .

Плавание. Передвижение плов­ца в воде сопровождается значи­тельным сопротивлением среды (до 10 —13 кг) и требует большой мы­шечной работы, резко возрастаю­щей с увеличением скорости. Плов­цы отличаются хорошим телосложе­нием, умеренно, но гармонично развитой мускулатурой. Хорошо раз­виваются при плавании органы ды­хания; возрастает сила дыхательных мышц, преодолевающих при вдохе давление воды на грудную клетку, а при выдохе в воду — ее сопро­тивление. Горизонтальное положе­ние тела в воде и равномерное уча­стие в работе многих групп мышц облегчают деятельность органов кро­вообращения.  Это, в частности, де­лает возможным продолжительное плавание в спокойном темпе и для по­жилых людей. Благоприятное влия­ние на нервную систему и общее состояние организма оказывает при плавании водная среда , а при плавании в открытых бассейнах, кроме того, воздействие солнечных лучей и воздуха. Большое прикладное значение плавания уве­личивает его ценность в физическом воспитании молодежи. Обучать детей плаванию можно с 5—6 лет. Более рациональны спортивные способы плавания.

Тяжелая атлетика — под­нимание штанги, гирь — типичное силовое упражнение, развивает мышечную силу, быстроту сило­вых движений и способность к мно­гократным их повторениям (силовую выносливость). Тяжелоатлеты отли­чаются особенно развитой мускула­турой. В тренировку тяжелоатлетов обязательно входят общеразвивающие упражнения (гимнастика, бег и др.). Однако из-за однообразия специальных упражнений тяжелая атлетика недостаточно развивает общую координацию движений (лов­кость) , подвижность и физическую выносливость. Для тяжелой атле­тики характерно явление натуживания. Тяжелая атлетика — спорт для молодых. Заня­тия юношей проводятся по особой программе, начинать их ранее 14 — 16 лет не рекомендуется.