Бокс. Разносторонняя система общей и специальной тренировки в боксе способствует гармоничному развитию мускулатуры, быстроты и координации движений, а также общей физической выносливости. Занятия боксом можно начинать с 13 —14 лет при хорошем физическом развитии. Необходимо проводить занятия по возрастным группам под руководством опытных тренеров. Недостаток бокса — частые травмы. Удар в нижнюю челюсть и некоторые другие области может вызвать нокаут — особое состояние с серьезными нарушениями в организме, при котором боксер не может продолжать бой. После нокаута боксеру запрещается выступать в соревнованиях в течение года. С целью предупреждения серьезных травм при явном преимуществе одного из боксеров бой прекращается.
Борьба. Выполнение в борьбе разнообразных приемов нападения и защиты помогает развитию быстроты и ловкости. Однако преодоление сопротивления противника и его веса делает борьбу в основном силовым упражнением. Занятия борьбой развивают скелетную мускулатуру и выносливость в силовых напряжениях.
Для борьбы как силового упражнения характерно натуживание — максимальное мышечное напряжение с резким выдохом при закрытой голосовой щели. Натуживание ведет к резкому повышению внутригрудного давления, нарушению кровообращения в малом круге и затруднению поступления крови из полых вен в сердце с последующим переполнением его правого отдела. Сердце хорошо тренированного молодого борца справляется с этими явлениями, но для подростков и людей зрелого возраста они могут быть вредными. Начинать тренировки по борьбе следует не ранее 13 — 15 лет. Лицам старше 38—40 лет занятия борьбой не рекомендуются. Для предупреждения нередко возникающих у борцов гнойничковых заболеваний кожи необходимо строгое соблюдение гигиенических правил ухода за телом, а также содержание в чистоте покрышек на коврах.
Велосипедный спорт. Этот вид спорта способствует развитию мускулатуры (преимущественно нижних конечностей), органов дыхания и кровообращения, а также общей физической выносливости. При езде на велосипеде в умеренном темпе расход энергии значительно экономнее, чем при ходьбе, беге и других видах передвижения с такой же скоростью. Однако при повышении скорости нагрузка на организм резко увеличивается. Поэтому тренировки п велогонки на скорость требуют специальной подготовки. Тренировки по велосипедному спорту можно начинать с 13 — 14 лет на небольшие дистанции. Благодаря незначительной нагрузке спокойная езда на велосипеде доступна и полезна для людей с дошкольного до пожилого возраста. Детям моложе 4—5 лет разрешать езду на велосипеде не следует, длительная езда на велосипеде ухудшает их походку и осанку.
Гребля. Преодоление при гребле сопротивления воды требует большой мышечной работы. Гребля — хорошее средство развития скелетной мускулатуры, особенно мышц плечевого пояса. Особенность физиологического действия гребли — глубокое дыхание, строго согласованное с ритмом рабочих движений гребца, что помогает особому развитию органов- дыхания; гребцы отличаются, . как правило, высокими показателями спирометрии (жизненная емкость легких до 7—8 л). Физиологическая нагрузка при гребле наряду с темпом и продолжительностью зависит во многом от внешних условий (течение, ветер). Гребля на скорость связана с большим напряжением сил организма и требует специальной подготовки; тренировку не следует начинать ранее 13 —14 лет. Гребля в спокойном темпе доступна и полезна всем, даже людям зрелого возраста.
Конькобежный спорт. Систематическое катание на коньках развивает мускулатуру (больше нижних конечностей), координацию движений, способствует повышению обмена веществ и улучшает функции органов дыхания, кровообращения и др. Фигурное катание развивает, кроме того, красоту и пластичность движений, способствует эстетическому воспитанию. Благодаря многочисленным и разнообразным вращениям фигурное катание способствует улучшению функций вестибулярного аппарата. Небольшой расход энергии при скольжении по льду на коньках делает катание с умеренной скоростью широко доступным и полезным для детей и пожилых людей. Оздоровительному и закаливающему воздействию на организм конькобежного спорта способствуют занятия, проводимые на свежем морозном воздухе. Обучение детей катанию на коньках, в частности фигурному катанию, можно начинать с 5—6 лет; тренировку в скоростном беге, который связан с большой физической нагрузкой,— не ранее 11—12 лет (с небольших дистанций).
Легкая атлетика включает ходьбу, бег, прыжки и метания, проводимые по особым правилам в форме спортивных упражнений. Основное из них — бег — воздействует да организм наиболее разносторонне, способствуя развитию скелетной мускулатуры (гл. обр. нижних конечностей), дыхательного аппарата, сердечно-сосудистой системы и др. Характер воздействия на организм различных видов бега как физического упражнения зависит от размера дистанции, темпа бега и продолжительности; он может быть типичным упражнением на скорость (бег на короткие дистанции — 60 — 200 м, при котором мышечная работа максимальна), упражнением на скоростную выносливость (бег на средние дистанции — 400 — 1500 м) или развивать выносливость — способность организма к продолжительной работе небольшой интенсивности (длинные и сверхдлинные дистанции). Ходьба — тоже упражнение на выносливость. Прыжки и метания — скоростно-силовые упражнения, хорошо развивают быстроту, силу и координацию движений, но по сравнению с бегом и ходьбой меньше воздействуют на дыхание и кровообращение. Для разностороннего физического развития, особенно детей, важны занятия различными видами легкой атлетики. Специальные занятия детей по легкой атлетике можно начинать с 10—12 лет, причем бег — только на небольшие дистанции.
Лыжный спорт. Участие в работе при передвижении на лыжах многих групп мышц обеспечивает хорошее развитие мускулатуры. Продолжительная мышечная работа у лыжников, связанная с большим расходом энергии, вызывает повышение функции и развитие органов дыхания, кровообращения и др. Гигиенические условия занятий (в лесу, в поле, на морозном воздухе) усиливают оздоровительное действие лыжного спорта. Наряду с развитием физической выносливости занятия в условиях пересеченной местности, а особенно горнолыжный спорт и прыжки на лыжах с трамплина, где необходима хорошая техника владения лыжами, развивают также скорость двигательной реакции, высокую координацию движений, воспитывают смелость, решительность и находчивость. Все виды лыжного С, связанные с большой физиологической нагрузкой, требуют систематической тренировки. Лыжные прогулки и походы, даже продолжительные, но проводимые с умеренной скоростью, при известной подготовке доступны всем людям независимо от пола и возраста. Обучение ходьбе на лыжах можно начинать с 5—6 лет, тренировки и участие в соревнованиях (на дистанциях до 3—6 км) — не ранее 12 —13 лет, обучение горнолыжной технике и прыжкам на лыжах — с 11 —12 лет. При занятиях лыжным спортом необходимо иметь соответствующую одежду и обувь, а также знать меры предупреждения возможных отморожений .
Плавание. Передвижение пловца в воде сопровождается значительным сопротивлением среды (до 10 —13 кг) и требует большой мышечной работы, резко возрастающей с увеличением скорости. Пловцы отличаются хорошим телосложением, умеренно, но гармонично развитой мускулатурой. Хорошо развиваются при плавании органы дыхания; возрастает сила дыхательных мышц, преодолевающих при вдохе давление воды на грудную клетку, а при выдохе в воду — ее сопротивление. Горизонтальное положение тела в воде и равномерное участие в работе многих групп мышц облегчают деятельность органов кровообращения. Это, в частности, делает возможным продолжительное плавание в спокойном темпе и для пожилых людей. Благоприятное влияние на нервную систему и общее состояние организма оказывает при плавании водная среда , а при плавании в открытых бассейнах, кроме того, воздействие солнечных лучей и воздуха. Большое прикладное значение плавания увеличивает его ценность в физическом воспитании молодежи. Обучать детей плаванию можно с 5—6 лет. Более рациональны спортивные способы плавания.
Тяжелая атлетика — поднимание штанги, гирь — типичное силовое упражнение, развивает мышечную силу, быстроту силовых движений и способность к многократным их повторениям (силовую выносливость). Тяжелоатлеты отличаются особенно развитой мускулатурой. В тренировку тяжелоатлетов обязательно входят общеразвивающие упражнения (гимнастика, бег и др.). Однако из-за однообразия специальных упражнений тяжелая атлетика недостаточно развивает общую координацию движений (ловкость) , подвижность и физическую выносливость. Для тяжелой атлетики характерно явление натуживания. Тяжелая атлетика — спорт для молодых. Занятия юношей проводятся по особой программе, начинать их ранее 14 — 16 лет не рекомендуется.